Аюрведа: здоровье зависит от уровня духовного развития

Слава Богу, Аюрведа, как и иные традиционные холистические системы знаний о здоровье человека, становится все популярнее в нашей стране. Книжные магазины изобилуют популярной литературой по «науке о жизни», выходят в свет телевизионные и радио программы, знакомящие широкую аудиторию с основными терминами этой науки, в магазинах появился достаточно широкий ассортимент целебных аюрведических продуктов.

Однако в подавляющем большинстве популярных источников информации, упускается одна очень важная, а по моему мнению, — важнейшая особенность Аюрведы: взгляд на тело человека как на обитель души. Кроме того, к моему сожалению, Аюрведу нередко именуют «индийской медициной», что на мой взгляд неверно по сути. Аюрведу от медицины, во всяком случае в современном ее виде, отличает, прежде всего, то, что ответственность за здоровье человека возлагается на… самого человека. А не на врачей, таблетки, операции и прочие вмешательства извне.

Давайте обратимся к Чарака Самхите, одному из основных первоисточников по Аюрведе, чтобы пролить свет на несправедливо оставшиеся в тени концепции этой науки. К сожалению, этот текст не переведен полностью на русский язык, поэтому цитировать его я буду в своем переводе с английского.

 

«Что наша жизнь?»

Чарака Самхита провозглашает Аюрведу «священнейшей из наук», так как «Аюрведа заботится не только о настоящей жизни человека, но и последующей (или неземной)». Слово «аюрведа» — в переводе с санскрита означает «наука о жизни». Как же тексты определяют предмет аюрведы? «Термин «аю» (жизнь) обозначает комбинацию тела, органов чувств, ума и души»

Вот первооснова Аюрведы, ускользающая из популярной литературы на русском языке. Понимание, что жизнь человека — это жизнь души в теле. «Ум, душа и тело — едины; эта комбинация лежит в основе мироздания. Именно для этого триединства Аюрведа была дарована миру».

Соответственно, здоровье и благополучие человека находятся в зависимости не только от гармоничного функционирования всех систем физического тела человека, но и от того, что происходит с человеком на духовном уровне, то есть как живется в этом теле его душе.

Психосоматика: назад, в будущее!

В таком свете ставшее модным в последние пару десятилетий слово «психосоматика» приобретает иное значение, а именно буквальное: «психо» в переводе с греческого — «душа», а «сома» — «тело». И только в этом контексте совершенно логичной выглядит шлока о практиках, предотвращающих психосоматические заболевания:

 

«Следует оказывать уважение Богам (мой вариант — молиться), коровам, браминам, предкам, пожилым, святым и учителям; совершать религиозные таинства» (строго по тексту только ведический ритуал, это мой вольный перевод) «дважды в день; регулярно очищать все выводящие пути и ноги; своевременно стричь волосы и ногти, а также бриться; носить хорошую одежду, причесываться и использовать ароматы. Также следует регулярно умащать маслами голову, уши, ноздри и стопы, использовать благовония, быть радостным, улыбаться, делиться и жертвовать, участвовать в религиозных церемониях, проявлять дружелюбие ко всем живым созданиям, осуществлять миротворчество, проявлять милосердие, толерантность и готовность пойти на компромисс, искоренять привязанности и ненависть.»

Как же проявление уважения к Богам и коровам влияет на здоровье человека? Никакой мистики. Если человек осознает свое место в системе мироздания, то есть поддерживает связь своей души с Богом и ко всему живому относится как к частице того единого организма, клеткой которого является сам, то его образ жизни выстраивается самым здоровым образом.
В здоровом теле здоровый дух?

Пожалуй, в контексте Аюрведы это крылатое выражение следует перефразировать: «здоровому духом — здоровое тело». Аюрведа исходит из первичности духа, а не тела, хотя и занимается поддержанием здоровья именно физического тела. Информация к размышлению: «нигилизм (материализм) — худший из грехов. Тот, кто не верит в существование души и думает, что все происходит случайно, не в состоянии принять ни один источник знания». Интересно также, что врожденные заболевания рассматриваются в текстах по Аюрведе как кармические, или, говоря по-русски, отражающие опыт и задачи души в этом теле.

 

Слово «здоровье» на санскрите — «свастха», где «сва» — «свой», а «стха» — «место». Таким образом, санскритский термин «здоровье» означает быть на своем месте или быть самим собой. И Аюрведа дает детальную карту, следуя которой, человек не собьется с пути к самому себе.

Первый и самый важный шаг на этом пути — это осознание, для чего нам нужно здоровье. «Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для исполнения своего долга (дхармы), для принесения жертв и отдания долгов предкам, Богам и родителям (артха), а также для поддержания тела — нормального сна, еды, физической нагрузки, регулируемого удовлетворения чувственных порывов и т. д. (кама). Дхарма, артха и кама способствуют контролю ума ведут человека к достижению мокши (освобождения)».

Соответственно, здоровье — это не самоцель! Здоровье нашего тела — это дар жизни, самого Бога, и его надо беречь, чтобы следовать своей дхарме, то есть выполнять свое предназначение. И только когда мы начинаем на практике наполнять смыслом слова «здоровье» свою повседневность, мы обретаем благополучие, хорошее самочувствие и энергию для решения своих задач в этом мире.

Однако «душа изначально лишена патогенетических факторов (дош)», поэтому целью Аюрведы является «поддержание равновесия тканей тела». Почему же храм свободной от патогенетических факторов (или дош) души страдает от возникающих тут и там различных дисбалансов?

Читай продолжение на следующей странице