7 августа 2017

Аюрведа: здоровье зависит от уровня духовного развития

 

Причинами заболеваний, как физических, так и ментальных, согласно Чарака Самхите, являются «неправильное использование, неиспользование или переиспользование времени, своих способностей и возможностей, а также органов чувств». Таким образом, можно сделать вывод, что болезнь — всегда побуждение к размышлению о соответствии образа жизни возможностям тела и потребностям и задачам души.

Это не означает, разумеется, что болезнь тела следует лечить размышлениями о смысле жизни. Тем не менее, такие размышления помогают и дают правильную мотивацию для выполнения рекомендаций врача по коррекции образа жизни и питания.

Анализ + синтез = жизнь

Согласно Аюрведе, основу тела человека составляют «доша, дхату и мала», то есть «патогенетические факторы, ткани и нечистоты». Безусловно, в рамках этой статьи невозможно, да и нецелесообразно, разбирать подробно каждый из этих элементов. Важно лишь понять принцип — анализ, то есть разделение целого на составляющие, в Аюрведе всегда предшествует синтезу — то, есть соединению, обозначению взаимосвязей и взаимозависимостей элементов единой системы. Так же, как в жизни, в природе. При пищеварении, например, белки расщепляются до аминокислот, а углеводы, до моносахаридов, а из них уже синтезируются те вещества, из которых строятся ткани нашего тела.

Это очень важно понимать, когда речь идет о первоэлементах и том, как они формируют доши. Доктор А. Г. Мохан, в своей книге «Йогатерапия» говоря об Аюрведе пишет: «идея не в том, что мы выделяем 5 первоэлементов, которые имеют определенные качества, а в том, что бесчисленные качества и свойства предметов окружающего нас мира для удобства можно сгруппировать по этим пяти категориям. Мы называем их по примеру самых распространенных вещей, в которых эти свойства наиболее ярко проявлены. Например, мы говорим, что в масле преобладает элемент воды. Однако мы знаем, что масло даже не растворимо в воде. Что же мы имеем в виду? То что, у масла, как и у воды, есть свойства текучести и клейкости. Чтобы работать с качествами и функциями человеческого тела, нам необходимо сгруппировать их таким образом, каким они соотносятся в теле, а не во внешнем мире. Соответственно, Аюрведа группирует эти свойства по трем категориям, отражающим взаимодействие свойств и их функцию в теле».

 

Более того, Аюрведа также выделяет так называемые «доши ума»: раджас (страсть) и тамас (апатия). Кстати, уже набившее оскомину слово «доша» обозначает, выражаясь на смеси латыни и греческого, патогенетический фактор, то есть возможную причину возникновения страдания.

При этом любое состояние пациента рассматривается в единстве состояния ума и тела. При любой конституции человеку будет свойственно стремление к здоровому образу жизни, если его ум свободен от колебаний между раджасом и тамасом, то есть находится в саттвичном состоянии. «Саттва — это разум, регулирующий состояние тела, посредством связи с душой». И наоборот — если тело человека заболело, то сигналы, которые оно посылает в мозг в виде тяги к определенной пище и деятельности, искажены (ум подвержен либо влиянию раджаса, либо тамаса), и, следовательно, прислушиваться к ним в таком состоянии не следует, а следует опираться на знание.

Врач, опираясь на знание, дает рекомендации пациенту учитывая его уникальное состояние в данный момент, в данном месте, в данных обстоятельствах. Специфику же состояния человека врач оценивает анализируя, какие системы организма дают сбои и по какой причине, а также прослеживая и понимая взаимосвязи отдельных элементов жизни пациента: его конституциональных особенностей, питания, режима дня, характера трудовой деятельности, двигательной активности, а также его ментального состояния. То есть по сути, врач концентрируется во многом на материальной стороне жизни, не упуская из внимания, однако, что материальное, или внешнее, — есть отражение внутреннего.

 

Прикладная наука

Подведем итог. Аюрведа — наука очень практичная. Описывая закономерности функционирования человеческого организма, выделяя общее, она в то же время призывает к осознанию того, что каждый человек абсолютно уникален. Что и говорить, ведь даже отпечаток пальца каждого из нас неповторим! Это связывается не только с уникальным сочетанием свойств первоэлементов в теле человека, но так же и с опытом души, гостящей в его теле.

Аюрведа как наука о жизни, а не только о здоровье, не возводит здоровье в ранг самоцели, а напротив — призывает помнить, что здоровье человеку необходимо для того, чтобы его душа могла в полной мере осуществить стоящие перед ней в этом воплощении задачи.

Прикладной характер Аюрведы отражается и в том, что средствами лечения заболеваний, в первую очередь, являются, образ жизни и диета пациента, а следовательно — то, что полностью лежит в сфере его личной ответственности. Никто и никогда не сможет за самого пациента изменить его образ жизни и характер питания. Все в наших руках!
Рецепт здоровья

 

Чарака определяет болезнь как дукху, то есть страдание. Очевидно, что каждый из нас хочет уменьшить проявления дукхи в своей жизни. Этим и обусловливается стремление к здоровью и благополучию. Чарака Самхита дает следующие рекомендации по сохранению идеального здоровья:

«Следует придерживаться умеренной и разумной диеты и образа жизни, предпринимать только хорошо обдуманные действия, не привязываться к удовольствиям получаемым от органов чувств и объектов внешнего мира, следует заниматься благотворительностью, быть объективным, честным и всепрощающим, а также служить людям, обладающим Знанием.»