Это многое объясняет, не так ли? Вы никогда не задумывались, почему ученики начальных классов подвергают остракизму тех детей, у кого нет мобильника? Или почему школьники заставляют «рассчитываться» деньгами или игрушками тех, кто слабее их?
То же самое относится и к обратным стимулам. Если вы забираете у ребенка возможность пользоваться любимыми вещами за то, что он принес домой двойку, то не удивляйтесь, если через месяц вас вызовут в школу за то, что он отбирает игрушки у более слабых детей.
Но еще хуже — долгосрочный эффект, который оказывает такого рода воспитание. Когда такие дети вырастают, то плотно связывают социальный успех и вещи, которыми они владеют. Это вроде бы и неплохо: деньги нужны для нормальной жизни, зарабатывать их — это хорошо, а не плохо, а погоня за деньгами может уберечь ребенка от наркомании или беспорядочных половых связей.
Но Американская психологическая ассоциация отмечает, что люди, которые связывают обладание материальными вещами с социальным статусом, практически никогда не бывают счастливыми. Исследования показывают, что они чаще получают травмы, чаще страдают от депрессии и одиночества, имеют проблемы в отношениях.