10 апреля 2017

Как избегать конфликтов

Не прошло бесследно длительное культивирование так называемого классового общения: стереотипы живы, хотя в последнее время и несколько трансформировались. Остались в силе многие стереотипы межпрофессионального общения. Оппоненты занимают в конфликте разное место еще и в том смысле, что один из них, как правило, инициатор, другой — виновник, третий — жертва и т. д., и т.п. В ходе конфликта эти роли не всегда заметны. Все становится на свои места, как говорится, постфактум. Однако и в процессе развития конфликтной ситуации многое бывает видно сразу. Здесь, правда, не стоит спешить с выводами, так как некоторые могут, в прямом смысле слова, играть. Различать игру и естественное поведение — значит иметь дополнительный шанс на успех при решении деловых вопросов.

Стержнем любого конфликта всегда является объект. Он может быть материальным предметом, вещью, а может быть просто абстракцией, идеей. Примером последнего могут быть конфликты «ради справедливости» из-за какого-то принципа — говорят: «ради принципа». Другими слешами, объектом конфликта может быть все, без исключения. Единственное обязательное его свойство — неделимость в глазах оппонента. Что думают на этот счет посторонние, для участников конфликта практически не имеет значения.

Забегая несколько вперед — о конкретных способах разрешения конфликтов пойдет речь в специальном разделе данного пособия — заметим: любой объект делится. В том числе и нематериальные по своей природе — то, что мы назвали абстракцией, идеей. Кому не известны ситуации, когда два человека, высказывающие противоположные суждения по одному и тому же поводу — конфликтующие из-за этого — фактически являются оба правыми. Такие конфликты, объект которых кажется оппонентам неделим, то есть правым как будто бы может быть только один — нередки при столкновении взглядов и отношений типа «нравится — не нравится». Кстати говоря, в нашей жизни таких конфликтов — хоть отбавляй, ведь у нас привыкли учить друг друга тому, что должно нравиться, а что нет. Мы воспитаны в таком духе, что нам не безразлично — это мягко сказано — ежели другому нравится то, что, на наш взгляд, нормальному человеку не должно нравиться. Более того, нас нередко это просто возмущает и выводит из себя.

Итак, есть оппоненты, имеется объект конфликта — значит, имеются причины столкновения. (Объект конфликта и причины конфликта не одно и то же. В определенных ситуациях они, правда, могут совпадать, но чаще всего они различаются. Например, причина конфликта — психологическая несовместимость, а объектом его является один стул на двоих).

Конфликтная ситуация — ее называют базой конфликта -может существовать в течении очень длительного времени, а конфликт на ее основе может вообще не возникнуть. Начало конфликта всегда связано с инцидентом. Инцидент — еще одна составляющая любого конфликта — это объявление, декларация, демонстрация только своего права владеть объектом единолично, быть только самому справедливым, честным, совестливым. Инцидент может иметь вид намека или отрицания права другого человека быть владельцем объекта. Обращение или демонстрация часто направлены третьим лицам, но всегда рассчитаны на то, что они будут зафиксированы оппонентом.

Выделение названных элементов типового конфликта носит условный характер. Здесь удивительным образом все переплетается: причины и предпосылки, поводы и совершенно случайные обстоятельства. Особую роль в конфликте играет сиюминутное состояние оппонентов и известные всем «катализаторы» человеческих отношений. Все это имеет свойство накапливаться, аккумулироваться. Человеческие отношения — это своеобразный клубок, который не может разматываться, он только наматывается и увеличивается. Представление о том, что его можно как будто бы размотать и начать строить отношения с начала — иллюзия. То, что было, имело место в отношениях, в том числе деловых, официальных, не выбросишь, полностью не забудешь, не начнешь с нуля. Стремиться к этому можно, но, подчеркнем, иллюзии редко приводят к успеху, поэтому лучше смотреть на вещи реально и, попав в конфликтную ситуацию, надо стараться сделать все для сохранения реальной возможности дальнейшего сотрудничества. Тем более, что такое сотрудничество — хотя бы кратковременное — бывает просто вынужденным.

Екатерина