Манипуляции и стратегии поведения в конфликте

С манипуляцией, осознанной или нет, сталкивался практически каждый человек. Она представляет собой способ воздействия на собеседника, направленный на получение определенного результата. Манипуляции используются как в деловой сфере, так и в личностных отношениях.

Можно привести простой пример подобного взаимодействия в семье. Жена желает, чтобы муж помыл посуду. Вместо того, чтобы прямо сказать ему об этом, она начинает говорить о том, что плохо себя чувствует или приводит другой аргумент в пользу того, почему она не может выполнить данное действие сама. В итоге муж выполняет домашние обязанности, даже не подозревая о том, что подвергся манипулятивному воздействию.

i-1

 

В каких же случаях чаще всего прибегают к использованию манипуляций?

  1. Если боятся, что человек откажет в просьбе.
  2. Если уже был негативный опыт взаимодействия. Иначе говоря, человеку действительно отказывали и не давали того, что он просил.

В сфере личных отношений манипуляции могут использоваться, как было указано в приведенном выше примере. Они нацелены на получение быстрого результата, но психологи не рекомендуют злоупотреблять подобными приемами, так как в долгосрочной перспективе они способны испортить отношения.

Таким образом, можно говорить о том, что манипуляции представляют собой скрытое преднамеренное побуждение другого к тому, чтобы он пережил определенное состояние или выполнил какие-либо действия. Они выполняются для достижения манипулятором нужных ему целей.

Можно выделить два типа манипуляций, в зависимости от типа выгоды:

  • Материальная (в результате манипулятор получает деньги, услуги, скидки и др.) используется, чаще всего, в деловой сфере.
  • Психологический тип направлен на то, чтобы человек испытал определенное состояние. С такими манипуляциями вы обычно сталкиваетесь в личных отношениях.

По типу осознанности можно выделить неосознанный и осознанный тип поведения. В первом случае человек сам не отдает себе отчет, что его заставляет так себя вести, он четко не формулирует свою цель.

Конфликт: понятие и виды взаимодействия

Перед тем, как приступить непосредственно к манипуляции и рассмотреть, как противостоять подобному приему со стороны другого человека, следует остановиться на понятии конфликта.

На просторах интернета вы наверняка сталкивались с картинками, где одни видят лицо, другие – дерево. Подобных изображений достаточно много, и они подтверждают простую истину – каждый человек имеет собственное восприятие и мнение. Конфликт возникает при общении, когда на одну и ту же вещь собеседники смотрят с разных сторон. В итоге их мнения разделяются, а простой разговор переходит в спор. Какие же виды конфликтов выделяют?

  • Деловой.
  • Психологический.

Деловой конфликт представляет собой противоречие интересов. В нем нет перехода на личности, люди спорят только о причине раздора и высказывают свое мнение. Для разрешения подобного конфликта стороны ищут выход, выгодный для всех. В результате оппоненты становятся ближе друг другу и переходят на новый этап отношений.

Читай продолжение на следующей странице