Чувства как симптомы
Из калейдоскопа чувств, событий, людских историй, выстроилась тема: чувства как симптомы.
Обида
Не бывает обид из взрослого состояния, это детское чувство. Если вы чувствуете обиду, можете сразу для себя обозначить: «Я в ребенке». Если обида – это симптом, то — чего?
…В той ситуации, где вы почувствовали обиду, вы возлагали на другого человека свои ожидания.
Вы надеялись, что он (человек) поступит определенным образом, вы ждали желательного для вас поступка, отношения к себе. Однако он поступил иначе, не желательным для вас способом.
Обида означает, что в этот момент вы привязаны к желательному для вас поступку от другого человека, вам кажется, что вы не можете без него обойтись.
Если бы было иначе – а именно — вы не были бы зависимы, вы не переживали бы это чувство.
Вам было бы……………. Никак. Ни плохо, ни хорошо. Просто вы столкнулись бы с фактом, что эта возможность не сработает, надо искать другую. И все.
Свободным себя чувствует отделившийся от родительской фигуры человек.
В свою очередь, обида возникает к родительской фигуре (это понятие шире, чем просто родитель), и ожидания сохраняются к ней же.
….Снова обиделась, что не услышали то, что для меня важно
….Обидно, что опять не поинтересовались, что же хочу я сам
Разрешения, тепла, участия, вовлеченности – чего угодно.
Это то «место», где не сформировалось право поступать по своему усмотрению, потому и сохраняется зависимость от авторитетного признания-разрешения.
Недовольство, или Капризный Внутренний ребенок
….Кажется, что мне «предпочли» другую — и вот… обидно
….Так старалась, так выложилась, и — не оценили…..
Это то место, где вы еще не встали на ноги. Это то место, где вы надеялись, ждали, и не получили. И ждете до сих пор.
Почему я должна сама?…. Я не хочу! (заботиться о себе, обеспечивать себе поддержку – все, что связано со словом «сама»)
Я и так все всегда делаю сама!
Я не получила всего этого и мне должны! (а именно — уважение, признание; прислушаться, пойти навстречу, договориться, ets.)
Если клиент изначально очень взрослый (т.е. прячет свою детскую часть), то такой капризный ребенок может «появиться» перед терапевтом не раньше, чем у клиента будет достаточно доверия, чтобы настолько раскрыться.
Бывают люди сразу способные предъявить свои детские претензии, не считая их зазорными.
Чаще всего, если мы с претензией предъявляем свою детскую недовольную часть, то (если только не имеем дело с законченным невротиком, который «всем должен»), то встречаемся с более или менее жестким отпором.
Как будто никто не хочет — заботиться, уважать, признавать, восхищаться и т.п. И вот мы снова в ре-травме; ранимся, обижаемся, и недоумеваем: как же так? Я же точно знаю, что мне должны.