19 марта 2017

Самообман – особая разновидность обмана

В самообмане можно выделить три области:
1. Когда человек обманывает себя относительно самого себя (своих действительных качеств, знаний, достигнутых результатов, своего будущего).
2. Когда он обманывает себя относительно других субъектов (отдельных лиц, групп, организаций), оценивая их качества, намерения, возможности, их отношения к нему.
3. Когда он обманывает себя относительно каких-либо предметов (их существования, местоположения, стоимости, функциональных возможностей), событий и обстоятельств.

Если речь идет о тех случаях самообмана, когда его предметом служит конкретный человек, коллектив или государственный орган, ведомство, то они связаны обычно с неверной оценкой смыслов, ценностей и целей. Обычный обман возможен тогда, когда человек верит. Он доверяет информации. Только в таком случае ложная информация «усваивается» и способна вызвать соответствующий поступок.

В такой же мере самообман придает желаемому статус нереального явления. Иногда же он достигает своей цели, размывая грань между реальным и нереальным, создавая некую спасательную неопределенность. Потребность в самообмане продуцирует правдоподобные объяснительные и оправдательные построения.

Такие продукты рационализации представляют собой следующие виды обоснования того, что:
— мотивы или поступки целиком отвечают нравственным нормам, что действия совершались во имя истины, в интересах других людей;
— действие совершено не по собственной воле: выполнял волю Бога; государства; служебный долг; не имел выбора;
— совершенно не понимал смысла творимого действия;
— был орудием другого; болезнь; крайняя усталость; опьянение; аффект; таинственные силы (как правило, злонамеренные и неконтролируемые личностью);
— связан с возложением вины на другого человека или группу людей, действия, намерения, слова которых и привели, якобы, к некоторому нехорошему результату.

Типичным механизмом самообмана, хорошо изученным в рамках психоанализа, является проекция. Благодаря ней формируется образ врага или виновника наших неудач. Отношения с ними служат целям психологической защиты и саморегуляции. Отсюда – необходимость поиска врага, ибо, само его существование – огромное облегчение для нашей совести. Чем хуже дела в обществе, тем более настоятельно нуждается оно во врагах и тем больше находит оно объектов для негативных проекций.

Это убедительно демонстрирует наш исторический опыт – такого изобилия внешних и внутренних врагов, как у нас, не было, пожалуй, ни у кого. И надо признать, что вера в реальность этих врагов носила массовый характер, самообман постоянно подкреплялся официальным обманом. Как видим, проекция в качестве механизма самообмана исправно действует как на индивидуальном, так и на уровне группы и массы людей. То же самое справедливо утверждать и о том, столь же хорошо изученном механизме самообмана, как вытеснение.

Обманывая себя, люди нуждаются в поддержке друг друга, они и на этом поприще плохо переносят одиночество. Типичные для данного времени самообманы носят коллективный характер, что упрочено в общественном сознании соответствующих иллюзий и мифов. Поскольку ядром индивидуального сознания является определенное содержание общественного сознания, усвоенное в процессе социализации и под постоянным влиянием социальных институтов.