19 января 2018

Как понять, что вы муд@к — согласно науке

Вот чего вы, скорее всего, не сделали сегодня утром: не посмотрелись в зеркало и не спросили себя — а не мудак ли я?

Вопрос звучит резонно. В мире есть самые настоящие мудаки, и многие из них довольно высокого мнения о своих моральных качествах — ну, или как минимум неплохого. Они не считают себя мудаками, потому что это самоосознание дается не так просто.

Психолог Симин Вазир из Калифорнийского университета в Дейвисе говорит, что мы склонны хорошо осознавать собственные черты, когда они явно различимы и оценочно нейтральны (иметь их — не особенно хорошо, но и не слишком плохо).

Например, люди отмечают, что они разговорчивы. Быть разговорчивым — более или менее нормально, быть сдержанным — тоже более или менее нормально, и в любом случае степень вашей разговорчивости довольно очевидна для всех остальных. Самооценка разговорчивости обычно соответствует оценке окружающих и объективным оценкам. При этом креативность, например, — гораздо более оценочно нагруженная черта — кто не считает себя креативным? Также ее гораздо сложнее оценить. В соответствии с моделью Вазир, здесь наблюдается низкая корреляция между самооценкой, оценкой окружающих и попытками психологов дать объективную оценку креативности.

 

Вопрос «Я что, на самом деле самый настоящий заносчивый мудак?» очень сильно оценочно нагружен, потому вы крайне мотивированы получить удобный и желаемый ответ: «Нет, конечно же, нет!» Также свойство быть мудаком не откровенно приметно, так что у вас есть достаточно пространства для толкования свидетельств удобным вам образом: «Ну да, я был немного груб с барменшей, но она заслужила, потому что забыла налить мне двойную порцию».

Высокообразованные люди, кстати, тоже не застрахованы от пристрастной аргументации, даже напротив. Недавнее исследование Дэна Кэана из Йельского университета показало, что образованные люди особенно ловко придумывают разумные объяснения своим уже имеющимся убеждениям.
Я подозреваю, что между мнением людей о степени своей мудаковатости и реальной степенью их мудаковатости никакой корреляции нет. Одни особо заносчивые мудаки могут осознавать, что они мудаки, другие могут считать себя красавчиками. Некоторые реальные милахи полностью отдают себе отчет в том, насколько они чудесны, тогда как другие — очень низкого мнения о своих моральных качествах.

У самоосознания мудаком есть и другое препятствие: мы не до конца понимаем суть понятия — по крайней мере пока. Не существует официального научного определения, которое охватывало бы весь диапазон привычного применения термина «мудак» к мужику, который подрезает тебя на дороге; учительнице, которая походя унижает учеников; и коллеге, превращающем любое совещание в выяснение отношений.

 

Наиболее близкая к понятию «мудак» научно признанная категория личности — это «темная триада», состоящая из нарциссизма, макиавеллизма и психопатии.

Нарциссы считают себя более значимыми, чем окружающие, что явно или неявно свойственно и мудакам. И все же нарциссизм — это не совсем то, поскольку он также подразумевает желание быть в центре внимания, что не всегда присутствует у мудаков. Люди с макиавеллианскими чертами склонны обращаться с окружающими как с инструментами, которые они могут использовать для своей выгоды, — мудаки тоже так делают. И все же это тоже не совсем одно и то же, поскольку макиавеллизм предполагает осознанный цинизм, тогда как мудаки зачастую не осознают своих эгоистичных устремлений. Люди с психопатическими чертами эгоистичны и бессердечны — так же, как мудаки, но они еще склонны к импульсивным и рискованным поступкам, тогда как мудак может быть расчетлив и осторожен.

Другая родственная концепция — концепция сволочи, недавно изложенная философом Аароном Джеймсом из Калифорнийского университета в Ирвайне.

По теории Джеймса, сволочи — это люди, которые пользуются особыми преимуществами перед другими людьми, просто потому что могут. Это близко к мудачеству, но вновь не то же самое.
Можно быть мудаком и вести себя высокомерно и хамски, даже если это не дает тебе каких-то особых преимуществ.

 

Учитывая такое количество помех на пути, что должен делать потенциальный мудак, если он стремится дать себе правильную оценку?

Читай продолжение на следующей странице