19 января 2018

Как понять, что вы муд@к — согласно науке

Первый шаг к решению проблемы — яснее определить для себя, что это такое — быть мудаком. Я считаю, что мудачество следует признать категорией, достойной полноценных научных изысканий. Слово «мудак» — емкое и полезное. Оно описывает вполне реальный феномен, не вписывающийся ни в одну другую психологическую концепцию. Мудаки — это люди, которые преступно не ценят интересы окружающих, обращаясь с другими людьми как с инструментами для манипуляции или дураками, а не как с равными по нраву и разуму. Быть мудаком значит в каком-то смысле быть невежественным — не ведать ценности других людей, значимости их мыслей и планов, пренебрегать их желаниями и мнениями, не прощать их кажущейся неполноценности.

Когда вы мудак, официант в ресторане — не потенциально интересный вам человек с уникальной личностью, биографией и целями, которые вам могут быть близки. Он просто инструмент, который обеспечит вас едой, или низкооплачиваемый дурак, на котором можно сорвать злость.

Люди в очереди в «Старбаксе» безлики и незначительны. Те, кто стоит ниже вас по социальной лестнице, лишены ваших талантов и заслуживают той грязной работы, которую они делают.
Чтобы дополнить нашу концепцию мудачества, полезно также рассмотреть противоположность — милаху. Вы наверняка знаете парочку таких людей — они внимательны к потребностям и интересам других людей, беспокоятся о мыслях и предпочтениях окружающих, а в случае конфликта готовы допустить, что виноваты они, а не противоположная сторона.

 

Вероятно, чистых мудаков или чистых милах не бывает. Несколько десятилетий исследований в области психологии свидетельствуют о том, что почти каждый человек представляет собой сложное сочетание черт и подвержен влиянию множества меняющихся факторов. Но где именно вы располагаетесь на шкале от мудака до милахи? А также в каких ситуациях и по отношению к каким людям? Возможно, ничто лучше не определяет ваш моральный облик, чем градус мудаковатости. Это ключевое поведение по отношению к окружающим.

На пути к осознанию своего мудачества — два препятствия.

Первое: как только человек начинает беспокоиться, не мудак ли он, он сразу перестает быть мудаком.
Как только вас начинает терзать опасение и стыд по поводу вероятного некрасивого поведения в отношении кого-то, в этот самый момент, в силу самих этих терзаний, вы признаете легитимность интересов и ценностей этого человека, воспринимаете его как личность с моральными правами в отношении вас, а не как инструмент или дурачка. И тут вы, как минимум на мгновение, перестаете быть мудаком.

Как ни странно, именно милахи чаще всех волнуются о том, что могли себя повести как мудаки, — именно они потом, краснея, приходят к вам с извинениями за свое не такое и ужасное поведение. И напротив, ничто так не чуждо отпетому мудаку, как свойство извиняться и краснеть от стыда.

Разумеется, если вы утешаетесь этой мыслью и думаете «ну, поскольку я беспокоюсь, не мудак ли я, и даже вот читаю статью на эту самую тему, значит я и вправду не мудак!» и потому перестаете беспокоиться, ровно в этот момент вы снова легко рискуете обратиться в мудака.

 

Второе существенное препятствие на пути к осознанию себя мудаком — это неспособность мудака слушать.
Вероятно, один из самых важных путей к осознанию своего нравственного облика — это со всей открытостью прислушиваться к критике ваших моральных качеств другими людьми. Мудаку это дается нелегко. Поскольку мудак не склонен считать других равными себе по интеллекту или нравственным качествам, он редко конструктивно воспринимает критику. Как можно всерьез воспринимать то, что тебе говорит инструмент или тупица? Зачем опираться на их критическое видение тебя? Вероятнее всего, мудак отвергнет критику, накинется на вас сам, начнет нести ересь, в ярости умчится — или улыбнется и выстрелит.

Другие нравственные пороки не так глухи к самоосознанию. Нечестность, к примеру, не мешает признавать справедливыми обвинения в мошенничестве. Жадность не обязательно препятствует способности осознать, что пожадничал.

Но мудак по природе своей не слышит голоса совести.

Если суть мудачества — это неспособность принимать во внимание интересы других людей, значит, есть и еще один, неочевидный, путь к самоосознанию — смотреть не на себя, а на окружающих. Вместо того, чтобы пялиться в зеркало, отвернитесь от него и обратите внимание на цвета, в которые окрашен мир.

Вас окружают придурки и ничтожества, люди с дурным вкусом и тупыми желаниями, зануды, не заслуживающие вашего внимания? Моральные уроды, заносчивые снобы, безмозглые тусовщики, самодовольные кретины и — конечно! — мудаки?
Если мир постоянно видится вам таким, у меня для вас плохие новости. Большинство людей видит мир не так, и в действительности мир не таков. У вас извращенное восприятие. Судя по всему, вы мудак.