4 июня 2017

Сила слова: как превратить речь в духовную практику

Честно говоря

Эти простые вопросы открывают нам огромное пространство для размышлений. Например, нужно ли понимать слово «правда» буквально? Мы знаем, что нечестны (по крайней мере хочется верить, что знаем), когда сознательно искажаем или отрицаем факты. Ну а как насчет легких преувеличений? Если вы утаиваете что-то, остается ли ваш рассказ правдивым? И что делать с субъективной точкой зрения? Где правда о молодом человеке вашей подруги, который для нее умен и интересен, а для вас – глуп и высокомерен? Как здесь быть с личным взглядом на вещи, который способен так повлиять на восприятие действительности, что одно и то же событие будет восприниматься двумя людьми совершенно по-разному?

Ответы на эти вопросы приходят не сразу. Что же касается быстрых результатов, то, спрашивая себя «Правда ли это?», мы получаем замечательную возможность осознать некоторые из собственных довольно пагубных вербальных тенденций: легкие преувеличения, необоснованные утверждения и стремление оправдать себя.

Молчание – золото?

Кажется, что отличить доброе слово от злого – проще некуда. Но как быть, когда добро вступает в противоречие с правдой? И бывают ли случаи, когда о правде лучше умолчать: слишком сильную боль она может причинить? А может, умолчав, мы лишь проявим малодушие? Сказать ли то, что поставит крест на дружбе, расстроит брак, разрушит жизнь?

 

Сказано – сделано

Один друг сказал мне, что, видя противоречие между добром и правдой, он предпочитает хранить молчание. Объясняет он это тем, что «слова просто застревают в горле». И тем не менее порой стоит говорить, даже если мы страшимся последствий. Врач должен сказать смертельно больному пациенту, каковы его шансы. Ваша вторая половина должна узнать, что вы не чувствуете себя счастливым, до того, как совместная жизнь станет невыносимой и вынудит вас собирать вещи. Но нужно ли говорить приятелю, что видели его девушку с другим? Или вовлекаться в ежедневные обсуждения на работе о последних провалах руководства?

Несколько лет назад после очередного семинара ко мне подошла молодая женщина. Грета, назовем ее так, рассказала мне, что, когда она была подростком, ее изнасиловал отец. Она посещала психотерапевта и в итоге решила, что для ее пользы ей необходимо открыто противостоять отцу и рассказать о произошедшем сестрам. Грета понимала, что это разрушит ее семью, унизит отца и, по всей вероятности, не принесет ей желаемого удовлетворения. Она очень переживала, сомневаясь, правильно ли поступает.

Я предложила Грете задать себе эти три вопроса. На первый (правда ли это?) она с уверенностью ответила «да». На второй (хорошо ли это?) незамедлительно и даже яростно тоже дала положительный ответ: свое намерение она толковала как пусть жесткое, но все же проявление любви. И только третий вопрос поверг ее в пучину сомнений.

Грета рассудила, что сообщить о произошедшем нужно, в частности потому, что ее сестры продолжали жить с родителями. Реакция семьи оказалась вполне предсказуемой – тяжелой и болезненной. И тем не менее Грета считает, что поступила правильно. В таких случаях мы принимаем решения, основываясь на собственных критериях, а последствия – ожидаемые или случайные – не в нашей власти.

Я использую эти вопросы не для введения цензуры, а ради стремления говорить, исходя из самого высокого уровня осознанности, который доступен нам на данный момент. Внутри каждого из нас возникает множество импульсов, и все мы способны действовать на многих уровнях своего существа, исходя как из сомнительных сторон своей натуры, так и из благородных побуждений. Однако истинная магия слов кроется в их способности трансформировать сознание.

 

Звуковой эффект

Кэти, только приступающая к йоге речи, преподает в государственном колледже, которому недавно серьезно урезали бюджет. Многие преподаватели остались без работы. Те же, кто сохранил за собой место, были напуганы и возмущены. Они стали проводить много времени в обсуждениях, которые не только были малоутешительными, но и повергали людей в еще большее отчаянье. Глубина чувств, переполнявшая их, придавала мощь словам, и после этих разговоров Кэти часто не могла уснуть. А в один прекрасный день она осознала, что эти обсуждения породили тысячи отрицательных эмоций. Она спросила себя: «Что нужно сделать для того, чтобы пробудить в людях позитив?»

Решение, к которому пришла Кэти, полностью отвечало духу йоги: она решила очистить свой ум мантрой. Считается, что это самая чистая форма речи – слова, освобождающие того, кто их повторяет. Мантры способны в мгновение ока связать нас с высшими уровнями реальности. Кэти использовала мантру «Ом Нама Шивая» (Приветствую высшее сознание), которая при очищении ума и речи особенно действенна. Мысленно повторяя ее в течение 20 минут, Кэти почувствовала, как ее сознание обретает свежесть. По мере того как ум становился все более ясным, она успокаивалась и в итоге обрела способность сопротивляться фру­стра­ции, когда это было необходимо. Она предложила своим коллегам пересмотреть манеру, в которой они говорили о работе. Как сказала сама Кэти, жалобы – это плохая привычка, которую очень сложно преодолеть. Когда же мы высказываемся, четко осознавая то, что хотим сказать, мы генерируем небывалую мощь.

На самом деле Кэти смогла найти ключ, который открывает нам двери туда, где сосредоточена «заряженная речь». Это не острый язык и не болтливый ум. Слова, которые способны преобразить и вдохновить нас, слова, которые резонируют с высшим Я, возникают из нашего контакта с тихим пространством за пределами слов, пространством, которое мы достигаем, когда на миг останавливаемся, обращаемся к сердцу и позволяем говорить неподвижности. Речь, исходящая из неподвижности, – это речь, которая исходит из истоков самой мудрости.