Всё чаще и чаще мы сталкиваемся с понятием «инфантильность» и «инфантилизм» в повседневной жизни. Мы слышим от окружающих: «он какой-то инфантильный, ведёт себя,как ребёнок», «она слишком инфантильна, а ведь уже не маленькая девочка».
Понятие «инфантильность» достаточно уверенно внедрилось в наш повседневный словарь, может быть, современное общество и вправду стало слишком инфантильным и задержалось в детстве дольше обычного?
О том, как научиться отличать инфантильного человека от обычного жизнерадостного добряка, который просто иногда позволяет себе побыть ребёнком, рассказывает педагог-психолог Елена Беляева.
Психологический инфантилизм — это некоторая задержка в становлении личности, выражающаяся в поведении, не соответствующем возрастным требованиям к индивиду. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности.
Чаще всего о психологическом инфантилизме говорят в контексте снижения поведенческих мотиваций в школьном или подростковом возрасте, когда соответствующие особенности начинают проступать более отчётливо.
Люди, привыкшие оставаться вечным ребёнком, очень неохотно расстаются с этой ролью и ищут самые разнообразные способы маскировки для своего инфантильного поведения и образа жизни.
Вечный студент
Ученье свет, а неученье — тьма! Трудно поспорить с русской пословицей, которую мы знаем ещё со школьной скамьи. В нашем обществе принято мотивировать детей и подростков, чтобы их учёба не ограничивалась только несколькими классами школы. Колледж, институт, второе высшее образование, курсы повышения квалификации, многочисленные тренинги — казалось бы, на каком-то из этих этапов должна подключиться профессиональная деятельность, проще говоря, человек должен начать работать.
Однако, если мы наблюдаем за инфантильным поведением, которое скрывается под маской «вечного студента», вряд ли мы найдем в этой цепочке звено под названием «работа».
Наверное, среди ваших знакомых есть хотя бы один представитель подобного рода маскировки. У такого человека всегда множество планов по саморазвитию, ему не хватает ещё одного тренинга или семинара, чтобы начать наконец-таки применять весь багаж своих знаний на практике. Обычно это постоянное обучение заканчивается вместе с терпением родственников, которым приходится оплачивать все этапы бесконечного саморазвития.
Практика показывает, что зачастую львиная доля полученных знаний никогда не пригождается «вечному студенту» в его профессиональной деятельности, а стремление к саморазвитию является банальным отдалением того момента, когда придется становиться взрослым и всё-таки начать зарабатывать на все свои развлечения и потребности.
Творческая личность
Ещё одна форма инфантильного поведения — это уход в вечный креатив. Творческие личности в постоянном поиске прекрасного встречаются нам в последнее время всё чаще и чаще. Инфантильность таких людей обычно маскируется под «творческие кризисы», «жизнь ради искусства» и «созидание чего-то нового».
От настоящих людей искусства таких личностей отличает отсутствие какой-либо направленности их творческой деятельности. Обычно они любят рассуждать о прекрасном, а также своих творческих способностях и талантах. Однако, когда дело доходит до воплощения своих способностей в какую-либо материальную форму, инфантилы такого склада продолжают теоретизировать и не спешат реализовывать свои фантазии.
Похожая ситуация хорошо освещается в забавном анекдоте: «В вашем резюме указано, что вы умеете креативно мыслить, активно выдвигать идеи, находить новые решения, то есть работать вы в принципе не собираетесь?»
Так же, как и первый способ маскировки, этот способ работает, ровно до тех пор, пока рядом с таким «творческим человеком» находится кто-то менее творческий, готовый обеспечивать комфортное существование первого.
Я — твой мотиватор