Осознать, что стыд — это эмоция сугубо человеческая и социально обусловленная. У животных стыд отсутствует.
1. Понять, на что опирается Стыд?
Стыд, как эмоция опирается на страх оценки. Эта эмоция ставит внешние интересы выше внутренних.
Стыд, часто вынуждает подавить личные потребности, в угоду групповым представлениям о том, что красиво, хорошо или допустимо, для сохранения принадлежности к этой группе.
Стыд — хранитель группового комфорта. Он следит за тем, чтобы индивидууму в сообществе/группе было стабильней и комфортней, чем без неё.
Сформировался Стыд как инструмент для получения места в групповой иерархии.
Эта эмоция контролирует, чтобы человек был комфортным для её членов. Человека, Стыд застраховывает от отвержения, помогает слиться с группой, не выделяться, чтобы не вызвать осуждения и отвращения, и не быть изгнанным. Косвенно, Стыд направлен на то, чтобы контролировать хорошую репутацию: прослыть «милым» для статусного продвижения «прильнув» к сильным.
Это было актуально, когда изгнание из группы или потеря связей с важными её членами, грозила голодной смертью в одиночестве. Поэтому, этот рефлекс так легко вырабатывается у маленьких детей при осуждении их родителями — ведь без родителей им не выжить.
2. Осознать разрушительность и неактуальность этой эмоции в большинстве случае.
Стыд — самая разрушительная эмоция, это хорошо надо помнить.
Стыд — это одна из разновидностей страха. Того страха, который создаёт аутоагрессию.
Аутоагрессия — это активность, направленная на сознательное или бессознательное причинение себе вреда, через запрет проявляться.
Не вышедшая наружу активность, направленная на подавление своих физиологических процессов и угнетение жизненных функций. Стыд разрушает именную систему, подавляет интерес к проявлению себя в миру. Причём, подавление может происходить во всех сферах: физиологической, эмоциональной, интеллектуальной и в творчестве.
3. Что делать, чтобы снизить или убрать давление этой эмоции?
Стыд лечится повышением образованности в изучении механизмов здорового функционирования физической и эмоциональной природы. То есть, изучая как действуют в нас природные силы и рефлексы: чувства, эмоции, моторика движений, тембр речи, темперамент, желания и, конечно, наша физиология.
Человек открытая система. В него, как и в любую живую систему, что-то поступает непрерывно и из него что-то выделяется постоянно.
Изучая, как зарождаются и зачем действуют в нём навигационные и охранительные силы физической и эмоциональной природы, какие причины и механизмы активируют тело к действию, перистальтике, выделению, выражению эмоциональной реакции отторжения того, что отработано или не полезно ему, мы можем убедится в мудрости тела и так принять целесообразность собственных естественных проявлений.