4 июня 2017

Сила слова: как превратить речь в духовную практику

Если вы хотите изменить мир к лучшему, научитесь использовать слова сознательно.

Недавно меня пригласили на ужин, во время которого присутствующим был задан вопрос: приходилось ли вам в детстве слышать от родителей что-то такое, что вы пронесли с собой через всю жизнь? По мере того, как люди делились воспоминаниями, мы с изумлением обнаружили, насколько родительские слова формируют нашу жизнь. «Чем бы ты ни занималась – будь лучшей» – именно к этому призывал в свое время отец одной из приглашенных, которая в результате стала успешным предпринимателем. Другая гостья, слышавшая от родителей лишь «да тебя никто не замечает», предпочла работать ассистентом, из-за кулис помогая другим достигать поставленных целей. Эти фразы в буквальном смысле определили их жизнь.

Слово властно над всеми. Удовольствие, полученное от искреннего комплимента, чувство вины и досады от выданной тайны, которую обещали хранить, – все эти ощущения – следствие нашей речи. Слова и то, что они в себе заключают, вершат наши судьбы: возносят на вершину успеха или сбрасывают вниз. Именно слова делают из нас то, что мы есть. Но несмотря на это, мы, как правило, поступаем со словами так, будто бросаем в воду камни, рассеянно и бездумно. И только ответная реакция, подобная кругам, расходящимся по водной глади, заставляет нас остановиться и задуматься о том, что и как мы говорим.

Многие тексты, посвященные внутренней жизни человека, – от Упанишад и «Йога-васишты» до Бхагават-гиты – учат нас осторожному обращению со словами. И не случайно одним из восьми столпов Благородного восьмеричного пути, провозглашенного Буддой, стала правильная речь. Мудрецы говорили, что, произнося ненужные слова, мы попусту расходуем энергию, которую можно направить в правильное русло – на изучение себя и на совершение благих поступков. Но что еще важнее, слова способны влиять на взаимоотношения: делают их честными или лживыми, привносят в них любовь или отчуждение, вызывают радость или печаль.

 

Мы живем в эпоху слухов, которые неумолимо заполняют все сферы нашей жизни. Неудивительно, что слова утрачивают свое значение и люди с недоверием относятся к заявлениям известных и влиятельных людей. Кажется, что в этих условиях мысль о правильной речи противоречит самой нашей культуре. И все же, в какое бы смутное время мы ни жили, изречения йогов сохраняют свой глубокий смысл и актуальность. Ведь сколько боли и страдания нам удалось бы избежать, относись мы с большей осознанностью к соб­ственным словам. Наши отношения, наше окружение, даже восприятие себя можно изменить, стоит лишь на миг остановиться и задуматься о том, насколько сильно наша речь влияет на реальность. В буквальном смысле – она ее созидает. Именно эту мысль вы обнаружите, обратившись к различным философским традициям. Особенно отчетливо звучит она в Ведах и тантре, а также в близком им по духу учению о каббале.

Основная идея тантрического учения о словах сводится к следующему: поскольку все существующее – от мельчайших частиц до планет – суть вибрация различной плотности, то есть коагулированный звук, слова – это не просто обозначения, но реальная сила. Наиболее мощная трансформирующая энергия сосредоточена в мантрах. Правильно произносимые, они способны изменить течение всей нашей жизни. Однако не только мантры, даже обычные слова содержат в себе вибрирующую силу. Любая речь, особенно та, что преисполнена сильного чувства, создает волны энергии, которые, пронизывая наше тело, устремляются во внешний мир. Сливаясь с вибрацией мира, они создают атмосферу, царящую вокруг нас. Наши тело и подсознание удерживают в себе остаточные впечатления о каждом слове, которое мы когда-либо слышали в свой адрес. Во внешнем мире то же самое происходит с воздухом и землей. Оказавшись в каком-либо помещении и чувствуя там определенную атмосферу, вы, скорее всего, улавливаете энергетический остаток тех слов, которые были произнесены здесь незадолго до вашего появления. Слова, произносимые или возникающие в уме, постоянно меняют реальность, приводя в движение вибрацию мира, начиная от нашего тела и заканчивая городом, в котором мы живем. И поэтому выбор того, что произнести, а о чем умолчать, не должен быть случаен.

 

Вызвать на разговор

Если вы хотите превратить свою речь в духовную практику, очень важно тренировать в себе способность говорить правильно. Первая стадия того, что мы назовем йогой речи, – это осознание каждого слова, которое срывается с наших губ. Проведите день, «подслушивая» самого себя, в идеале – отключив своего «внутреннего критика». Старайтесь замечать не только то, что вы говорите, но и тон, с которым вы произносите слова. Посмотрите, может, вам удастся почувствовать эмоцию, которая рождается от ваших слов. Что вы чувствуете, получая в ответ те или иные замечания? Как реагируют на ваши слова окружающие?

Следующий шаг на пути йоги речи – внутреннее исследование. Спросите себя: Что заставляет меня говорить то, что я произношу? Есть ли в моих словах невыраженный гнев, подавленная печаль или нереализованное желание, готовые вырваться на свободу ложью и сарказмом, чтобы скрыть то, что я действительно хочу сказать? Как влияет моя речь на людей вокруг?

Отвечая на эти вопросы, вы сможете осознать погребенные глубоко внутри эмоции, которые укрываются за привычными словами. Они вынуждают нас сетовать на жизнь, срываться на грубость или просто сотрясать воздух пустой болтовней. Признать наличие эмоциональных проблем и решать именно их – задача чрезвычайно важная. Мало только осознавать свою речь – необходимо исцелить себя от эмоций, которые причиняют боль. Если этого не произойдет, мы уподобимся тому, кто строит дом на трясине: вода постепенно заполнит подвал – и не признанная нами боль неизбежно просочится сквозь слова.

Идеальный вариант работы с болезненными эмоциями – это сочетание терапии с мощными йогическими практиками. Одна из них – повторение мантры, постоянное воспроизведение в уме священного звука, такого как «ом», например. С точки зрения звуковой вибрации наиболее могущественными древними языками считаются санскрит, иврит и арабский, и поэтому повторение мантр или молитв на этих языках благотворно воздействует на энергию физического и тонкого тел и придает нашей речи новую ясность и мощь.

По мере того как энергия будет становиться чище, мы обретем способность тщательнее подбирать слова, не жертвуя при этом спонтанностью и выразительностью своей речи.

 

Слово – не воробей

Мне как человеку, склонному к импульсивной речи, пошел на пользу такой внутренний протокол. Благодаря ему у меня появлялась возможность обдумать, стоит ли произносить уже готовое сорваться с языка замечание. Моя учительница как-то заметила, что, прежде чем высказаться, нелишне задать себе три вопроса: Правда ли это? Хорошо ли это? Необходимо ли это? Она называла эти вопросы тремя вратами речи. Различные их версии можно найти во многих современных буддистских и индуистских учениях. Задавая их себе, вы делаете паузу, которой часто оказывается достаточно, чтобы вовремя остановиться и промолчать.

Читай продолжение на следующей странице