25 августа 2016

Это не магия. Это «невроз судьбы»

Однако, взрослея, ребенок примиряется с тем, что ни он, ни какой-либо другой человек не обладает неограниченными возможностями. След магического мышления остается и в зрелом возрасте. Благодаря этому ощущению всемогущества, пережитому в раннем детстве, мы испытываем чувство собственной компетентности, ощущаем свою эффективность.

Часто магическое мышление «пробуждается» в нас в те моменты, когда мы ощущаем свою вину за то, что случилось с кем-то из знакомых нам людей. Например, когда уходит из жизни человек, которого мы не любили. Мы чувствуем свою вину, словно наши мысли могли спровоцировать его смерть. Вера в то, что наши мысли могут причинить вред другим людям, тоже результат магического мышления. Но мы не боги, чтобы творить мир лишь силой своего желания.

 

Защита от страха

Вера в то, что силой мысли можно влиять на явления природы, людей или события, была свойственна всем первобытным людям. В течение долгого времени антропологи полагали, что бизоны и лошади, изображенные в пещерах Ляско и Альтамиры (Франция), воспроизводят сцены реальной охоты. Сегодня они уверены в том, что рисунки животных – свидетельство магического мышления древних людей (так называемая охотничья магия). С их помощью наши предки пытались задобрить судьбу, чтобы она оказалась благосклонной и обеспечила им обильную добычу на охоте.

«Магическое мышление защищало древних людей от страхов перед непонятным и опасным миром, – объясняет Нифонт Долгополов. – Они верили в то, что могут его контролировать, влиять на ход событий. Мечты и фантазии помогают и нашим современникам «скрыться» от своих экзистенциальных страхов, от страха смерти, потери близких, и в этом смысле магическое мышление защищает».

Судьба или все-таки невроз?

Но магия первобытного мышления опасна: она создает иллюзию контроля над миром и лишает нас возможности реалистично оценивать ситуации, людей и самих себя. Еще Зигмунд Фрейд заметил, что некоторые люди все время находятся в плену драматических жизненных сценариев, живут так, словно их преследует какой-то неумолимый рок.

 

Они влюбляются – партнер их бросает без видимой причины; они женятся – жена умирает, потому что страдала от неизлечимой болезни; друзья их предают, дела приходят в упадок. Все происходит так, как будто некая сила или рок подталкивает их к неприятным ситуациям или сводит с такими людьми, которых следовало бы избегать.

Для психоаналитиков в этих жизненных историях нет никакой черной магии. Эти люди страдают от «невроза судьбы»: бессознательное чувство вины подталкивает их к тому, чтобы наказывать самих себя. Бесполезно идти к колдуну, который снимет заклятие. Рок будет преследовать человека до тех пор, пока он не осознает, какие желания или поступки кажутся ему такими «преступными», что вызывают настолько сильное бессознательное чувство вины. И, несомненно, помочь здесь может не колдун, но хороший психотерапевт или психоаналитик.

Избавление от иллюзий

«Недавно по пути в аэропорт я попала в пробку и, если бы не упражнение, которому научилась на тренинге, могла опоздать на самолет, – рассказывает мне моя позитивно мыслящая подруга. – Я представила себе шоссе и изо всех сил сконцентрировалась на мысли, что сейчас машины наконец поедут быстрее». Слушая рассказ приятельницы, которая все же успела на самолет за пять минут до окончания регистрации, я думала о том, что гораздо позитивнее было бы не ехать в час пик через весь город на такси либо выехать хотя бы на полчаса раньше.

«Подлинное позитивное мышление как раз и отличается от магического тем, что состоит в реалистичном отношении к жизни и к своим собственным возможностям, в трезвой оценке всех (и неприятных) вариантов развития событий, – уверен Лев Хегай. – Но часто нам очень сложно отказаться от детской веры в то, что мы можем добиться желаемого, влияя на людей или события, и трудно признать тот факт, что наша жизнь полна неопределенности и тревог, что нужно принимать решения, делать выбор и нести ответственность за свои поступки. Но именно такое отношение к жизни действительно позитивно».